Цель. Проведение подгруппового совместного исследования с использованием образовательного модуля «Мультстудия» для углубления представлений об изменении снега и льда весной.
Задачи.
Обучающие. Выявлять зависимость изменений состояния снега и льда в природе от весеннего тепла.
Развивающие. Развивать наблюдательность, умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные. Воспитывать любовь к природе в разнообразии форм, красок, различных проявлений, состояний в окружающем мире.
Предварительная работа. Чтение произведения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», подгрупповое знакомство с оборудованием образовательного модуля «Мультстудия», знакомство с различными весенними явлениями в неживой природе.
Оборудование и материалы. Емкости со снегом, со льдом. Грелки двух цветов: синяя для холодной воды, красная для горячей воды. Салфетки тканевые. Пластмассовые тарелочки. Объект исследования: природные явления.
Предмет исследования: снег и лёд.
Гипотеза. Снег и лед – это вода, которая заполняет русло реки и выходит из берегов заливая прилегающую территорию образуя половодье.
Основополагающий вопрос: почему же такие разные снег и лед одинаково весной превращаются в воду?
Экспериментирование «Воздействие температуры» – зарисовка схем детьми на листе А4 разделенного на три части.
а) Мы предполагаем, что лед и снег — это замерзшая вода. В прозрачные стаканы кладем лед и снег. Посмотрим на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему?
Вывод. Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытираем руки.
б) Давайте возьмем трубочки и подуем на снег, на лед. Что происходит и почему?
Вывод. Когда мы дуем в трубочку, то на снег направляется теплая струя воздуха и снег быстро тает, потому что он состоит из снежинок, а вот льду надо больше тепла, чтоб растаять.
в) Схема опыта 3. Поместим снег и лед в разные пластмассовые тарелочки и поставим на грелку. Выбор за детьми: на холодную или горячую.
Вывод. Снег и лед при таянии превращаются в воду.
Общий вывод. И снег, и лед — это вода в твердом состоянии, которые под воздействием тепла тают.
Итог. Итак, весной, после снежной зимы под воздействием теплых солнечных лучей из-за таяния большого количества снега поступает очень много талой воды в русло реки. В результате в реке понимается уровень воды, которая покидает природное русло и разливается по пойме, затапливая ее значительную часть, так появляется половодье.
Идея для мультфильма. Мы слышали разные истории о половодье, и они часто были грустными. Давайте, выясним как у реки весной появляется половодье и можно ли избежать беды? Вы – исследователи, работаете в команде.