Методическая деятельность

Конспект ООД по речевому развитию детей в средней группе по теме: «Дикие животные зимой»

Цель. Составление описательного рассказа о внешнем виде диких животных леса (волк, заяц, лиса, белка) в зимний период года по картинке с опорой на план-схему.

Задачи.

Обучающие: уточнить представления о диких животных, обитающих в наших лесах, их внешнем виде, питании, особенностях жизнедеятельности в зимнее время; совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план.

Развивающие: развивать связную речь, общие речевые умения и навыки, активизировать пассивный словарный запас; развивать умение правильно строить предложение на заданную тему и рассказ-описание по плану-схеме.

Воспитательные: поддерживать желание детей самостоятельно (с небольшой помощью взрослого) составлять описательные рассказы.

Оборудование и материалы.

Демонстрационный материал: фотографии диких животных в зимний период года (волк, заяц, лиса, белка), план-схема. Сундучок с разрезными картинками животных, письмом, книжкой с пустыми страницами. Знаки правил поведения. Лист для схематического оформления проектирования будущих действий (планирование) для достижения детской цели.

Предварительная работа.

Совместная поделка с детьми книжки с картинками «Дикие животные леса», конструирование из природного материала «Как шишки стали лесными жителями». Ознакомление детей с отличительными признаками внешнего вида животных, названиями их жилищ (нора, берлога, дупло), особенностями жизнедеятельности в зимнее время года.

Ход образовательной деятельности

Мотивационный этап.

Дети играют в центрах группы. Воспитатель вносит сундучок, в котором лежат разрезные картинки диких животных, самодельная книжка и письмо.

- Кто же нам поставил под дверь этот сундучок? (Выслушиваем версии детей). Давайте его откроем. Здесь письмо. А вот и обратный адрес: Сказочный лес, волшебный замок хозяина леса.

- Как вы думаете, кто же это? (Ответы детей)

- Лес – это большой дом, где по соседству живут разнообразные животные. За порядком в этом лесу следит лесник, а вот в сказочном лесу – Лесовичок. Он и прислал нам сундучок с письмом.

Ориентировочный этап.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Обращаюсь к вам с просьбой: помогите мне собрать из частей картинки животных, они все перепутались. Посылаю вам книжку из сказочного зимнего леса, которую нашел у себя в лесу на пенёчке. Очень хочу её дочитать, но там пустые страницы. Прошу вас, расскажите об этих животных, и свои рассказы запишите в неё. Очень надеюсь на вашу помощь!»

- Ребята, поможем Лесовичку?

- Что нам нужно сделать? (Предположения детей)

Воспитатель рисует на листе три цифры: 1, 2, 3., затем схематично заполняет этапы деятельности в достижении детской цели (планирование).

- С чего начнем нашу помощь? Какая главная задача? Что должны сделать в итоге?

схема

- Правильно, сначала соберем из частей целую картинку с животным и расскажем о нём по схеме, я запишу рассказ в книжку, а затем готовую книжку мы отправим Лесовичку.

Информационный этап.

Воспитатель приглашает детей к столам, чтобы собрать картинки.

- Ребята, вы будете собирать картинку вдвоем, то есть трудиться в парах: одна картинка в конверте на двоих. Повторим правила: «Говорим шепотом», «Работаем дружно», «Если один говорит, то другой слушает». (знаки размещены на доске)

знаки

- Каких животных вы собрали? (Волк, лиса, заяц, белка, лось)

- Назовите, каких диких животных леса вы знаете? (Лиса, заяц, белка, волк, медведь, лось, ёж.)

- Молодцы! Первую часть задания мы выполнили, а чтобы выполнить главную задачу, написать рассказы в книгу, мы пройдем на стульчики.

- Обратите внимание, картинку по вашему выбору повесим на мольберт возле схемы.

Воспитатель вывешивает на мольберт картинку лисы (про неё в книжке уже есть рассказ), напоминает алгоритм схемы, даёт образец рассказа.

Физкультминутка «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)

Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)

Кто к зарядке не привык? (Разводим руки в стороны)

Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)

Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)

Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,)

Тянет лисонька свой нос. (руки на поясе)

Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)

Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)

Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте)

Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Сесть на стульчики)

- Кто желает рассказать о зайце? Волке? Лисе? Прослушиваем 2-3 рассказа о внешнем виде диких животных нашего леса по мнемосхеме.

Оценочный этап

- Что мы сегодня делали?

- Для чего мы составляли описательные рассказы?

Вывод.

Вы сегодня составляли рассказ о животных по плану-схеме, чтобы заполнить пустые страницы книги и отправить её в волшебный замок, хозяину Сказочного леса.

Рефлексивный этап

- Как вы думаете, ребята, мы помогли Лесовичку?

- Что тебе было интересным на занятии?

- Что было трудным?

- Что бы еще вы еще сделали?

Итог.

Ребята, вы сегодня хорошо справились с заданием Лесовичка, молодцы, старались, но очень важно довести начатое дело и заполнить все страницы книги.

Уход в пространство группы

- А сейчас, в центре творчества вы можете взять раскраски животных нашего леса и раскрасить их; в центре конструирования построить зоопарк для диких животных; в галерее рассмотреть картины художников; в нашей книжке ещё раз рассмотреть жилища диких животных и их фотографии, а чуть позже вместе со мной заполнить страницы книги и отправить её Лесовичку.

Добавить комментарий

Related Articles