Цель. Составление описательного рассказа о внешнем виде диких животных леса (волк, заяц, лиса, белка) в зимний период года по картинке с опорой на план-схему.
Задачи.
Обучающие: уточнить представления о диких животных, обитающих в наших лесах, их внешнем виде, питании, особенностях жизнедеятельности в зимнее время; совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план.
Развивающие: развивать связную речь, общие речевые умения и навыки, активизировать пассивный словарный запас; развивать умение правильно строить предложение на заданную тему и рассказ-описание по плану-схеме.
Воспитательные: поддерживать желание детей самостоятельно (с небольшой помощью взрослого) составлять описательные рассказы.
Оборудование и материалы.
Демонстрационный материал: фотографии диких животных в зимний период года (волк, заяц, лиса, белка), план-схема. Сундучок с разрезными картинками животных, письмом, книжкой с пустыми страницами. Знаки правил поведения. Лист для схематического оформления проектирования будущих действий (планирование) для достижения детской цели.
Предварительная работа.
Совместная поделка с детьми книжки с картинками «Дикие животные леса», конструирование из природного материала «Как шишки стали лесными жителями». Ознакомление детей с отличительными признаками внешнего вида животных, названиями их жилищ (нора, берлога, дупло), особенностями жизнедеятельности в зимнее время года.
Ход образовательной деятельности
Мотивационный этап.
Дети играют в центрах группы. Воспитатель вносит сундучок, в котором лежат разрезные картинки диких животных, самодельная книжка и письмо.
- Кто же нам поставил под дверь этот сундучок? (Выслушиваем версии детей). Давайте его откроем. Здесь письмо. А вот и обратный адрес: Сказочный лес, волшебный замок хозяина леса.
- Как вы думаете, кто же это? (Ответы детей)
- Лес – это большой дом, где по соседству живут разнообразные животные. За порядком в этом лесу следит лесник, а вот в сказочном лесу – Лесовичок. Он и прислал нам сундучок с письмом.
Ориентировочный этап.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Обращаюсь к вам с просьбой: помогите мне собрать из частей картинки животных, они все перепутались. Посылаю вам книжку из сказочного зимнего леса, которую нашел у себя в лесу на пенёчке. Очень хочу её дочитать, но там пустые страницы. Прошу вас, расскажите об этих животных, и свои рассказы запишите в неё. Очень надеюсь на вашу помощь!»
- Ребята, поможем Лесовичку?
- Что нам нужно сделать? (Предположения детей)
Воспитатель рисует на листе три цифры: 1, 2, 3., затем схематично заполняет этапы деятельности в достижении детской цели (планирование).
- С чего начнем нашу помощь? Какая главная задача? Что должны сделать в итоге?
- Правильно, сначала соберем из частей целую картинку с животным и расскажем о нём по схеме, я запишу рассказ в книжку, а затем готовую книжку мы отправим Лесовичку.
Информационный этап.
Воспитатель приглашает детей к столам, чтобы собрать картинки.
- Ребята, вы будете собирать картинку вдвоем, то есть трудиться в парах: одна картинка в конверте на двоих. Повторим правила: «Говорим шепотом», «Работаем дружно», «Если один говорит, то другой слушает». (знаки размещены на доске)
- Каких животных вы собрали? (Волк, лиса, заяц, белка, лось)
- Назовите, каких диких животных леса вы знаете? (Лиса, заяц, белка, волк, медведь, лось, ёж.)
- Молодцы! Первую часть задания мы выполнили, а чтобы выполнить главную задачу, написать рассказы в книгу, мы пройдем на стульчики.
- Обратите внимание, картинку по вашему выбору повесим на мольберт возле схемы.
Воспитатель вывешивает на мольберт картинку лисы (про неё в книжке уже есть рассказ), напоминает алгоритм схемы, даёт образец рассказа.
Физкультминутка «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык? (Разводим руки в стороны)
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,)
Тянет лисонька свой нос. (руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на стульчики)
- Кто желает рассказать о зайце? Волке? Лисе? Прослушиваем 2-3 рассказа о внешнем виде диких животных нашего леса по мнемосхеме.
Оценочный этап
- Что мы сегодня делали?
- Для чего мы составляли описательные рассказы?
Вывод.
Вы сегодня составляли рассказ о животных по плану-схеме, чтобы заполнить пустые страницы книги и отправить её в волшебный замок, хозяину Сказочного леса.
Рефлексивный этап
- Как вы думаете, ребята, мы помогли Лесовичку?
- Что тебе было интересным на занятии?
- Что было трудным?
- Что бы еще вы еще сделали?
Итог.
Ребята, вы сегодня хорошо справились с заданием Лесовичка, молодцы, старались, но очень важно довести начатое дело и заполнить все страницы книги.
Уход в пространство группы
- А сейчас, в центре творчества вы можете взять раскраски животных нашего леса и раскрасить их; в центре конструирования построить зоопарк для диких животных; в галерее рассмотреть картины художников; в нашей книжке ещё раз рассмотреть жилища диких животных и их фотографии, а чуть позже вместе со мной заполнить страницы книги и отправить её Лесовичку.