Методическая деятельность

Методическая разработка с применением образовательного модуля «Мультстудия «Я творю мир»

Конспект авторской непосредственно образовательной познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной к школе к группе «Любознайки» по теме: «Как у реки весной появляется половодье?»
с применением образовательного модуля «Мультстудия «Я творю мир»

Цель. Проведение подгруппового совместного исследования с использованием образовательного модуля «Мультстудия» для углубления представлений об изменении снега и льда весной в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи.
Обучающие. Выявлять зависимость изменений состояния снега и льда в природе от весеннего тепла.
Развивающие. Развивать наблюдательность, умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные. Воспитывать любовь к природе в разнообразии форм, красок, различных проявлений, состояний в окружающем мире.
Предварительная работа.
Чтение произведения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», подгрупповое знакомство с оборудованием образовательного модуля «Мультстудия», знакомство с различными весенними явлениями в неживой природе.
Оборудование и материалы.
Емкости со снегом, со льдом. Грелки двух цветов: синяя для холодной воды, красная для горячей воды. Салфетки тканевые. Пластмассовые тарелочки.
Объект исследования: природные явления.
Предмет исследования: снег и лёд.
Гипотеза. Снег и лед – это вода, которая заполняет русло реки и выходит из берегов заливая прилегающую территорию образуя половодье.
Основополагающий вопрос: почему же такие разные снег и лед весной одинаково превращаются в воду?
Экспериментирование «Воздействие температуры» – зарисовка схем детьми на листе А4 разделенного на три части.
а) Мы предполагаем, что лед и снег — это замерзшая вода. В прозрачные стаканы кладем лед и снег. Посмотрим на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему?
Вывод: Лед и снег начали таять от тепла рук.
Вытираем руки.
б) Давайте возьмем трубочки и подуем на снег, на лед. Что происходит и почему?
Вывод. Когда мы дуем в трубочку, то на снег направляется теплая струя воздуха и снег быстро тает, потому что он состоит из снежинок, а вот льду надо больше тепла, чтоб растаять.
в) Схема опыта 4. Поместим снег и лед в разные пластмассовые тарелочки и поставим на грелку. Выбор за детьми: на холодную или горячую.
Вывод: Снег и лед при таянии превращаются в воду.
Общий вывод. И снег, и лед — это вода в твердом состоянии, которые под воздействием тепла тают.
Итог. Итак, весной, после снежной зимы под воздействием теплых солнечных лучей из-за таяния большого количества снега поступает очень много талой воды в русло реки. В результате в реке понимается уровень воды, которая покидает природное русло и разливается по пойме, затапливая ее значительную часть, так появляется половодье.
Идея для анимационного фильма.
Мы слышали разные истории о половодье, и они часто были грустными. Мы хотим выяснить как у реки весной появляется половодье и можно ли избежать беды? Вы– исследователи, работаете в команде.

https://mentor38.ru/obo-mne/metodicheskaya-deyatelnost/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-u-reki-vesnoj-poyavlyaetsya-polovode

Пояснительная записка
Введение
Применение образовательного модуля «Мультстудия «Я творю мир» направлено как на всестороннее развитие личности в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество, так и на внедрение интерактивных технологий для развития самостоятельности и инициативности детей, их способности нестандартно мыслить и творчески решать возникающие задачи в разных областях жизнедеятельности. Анимация – это источник новых впечатлений и возможностей, прямая мотивация к познанию окружающего мира во всех её многогранных проявлениях. Эффективность и успешность деятельности заключается в вариативности работы, что сразу исключает однообразие образовательного процесса и детскую скуку, но обеспечивает живость интереса и непосредственность познания воспитанников. Применение цифровых технологий способствует готовности эффективно, критично и безопасно использовать информационно-коммуникативные ресурсы для решения ребенком различных задач, что в дальнейшем будет прекрасным подспорьем в современном цифровом образовательном пространстве, а сейчас служит для развития культуры речи, умения самостоятельно определять задачу, выбирать способы и алгоритм в её решении, что представляет собой компонент развития ключевых компетентностей и основ интеллектуального развития.
Из обращения Президента РФ В. В. Путина к Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 года: «Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции». [2, с 5]
Новизна
Комплексное использование современных технологий для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в интеграции с модернизированным образовательным пространством группы для достижения задач в направлении совершенствования системы самостоятельного обучения воспитанников, популяризации научно-технического творчества, повышения эффективности применения интерактивных технических средств обучения в процессе реализации совокупностей требований ФГОС и содержания основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ ШР «Детский сад № 10 «Тополек».
Актуальность
С учетом принципов дошкольного образования на современном этапе жизнедеятельности ярко выражена актуальность воспитания и становления творческой личности, которая способна самостоятельно извлекать полезные знания, достигать поставленные собственные цели. Решение вышеизложенной проблемы лежит в потребности ребёнка получения новых впечатлений при познании окружающего его мира, в развитии его неистощимой познавательно-исследовательской деятельности. Учитывая такие качества дошкольника как стремление к осмыслению того, что вызывает глубокий интерес; способность опираться на собственный имеющийся опыт, чтобы отделять главное от второстепенного; видеть или находить закономерности для сравнения и обобщения решила направить их на развитие детского научно-технического творчества в одной из инновационных областей сферы STEM-образования детей дошкольного возраста, - в мультипликационной студии, объединяющей традиционные подходы к освоению базовых знаний о технике и информационном моделировании.
Педагогическая целесообразность
Данное направление работы решает основную идею абсолютной ценности детства, обеспечивает взаимодействие участников образовательного процесса для достижения целей развития воспитанников в познавательной, социальной и личностной сфере, а при решении современных проблем образования, базирующихся на взаимопроникновении областей естественных наук, цифровых технологий применяется в системе деятельностный подход, где в корне лежит интеграция современных технологий, опирающихся на ресурсы познавательного и творческого поиска, который в результате обеспечивает конкретный реальный продукт деятельности. В равной мере в соответствии с закономерностями возрастных возможностей прослеживается преемственность и содержательное усложнение в контексте наполнения образовательной среды: организационно-педагогический комплекс дидактического инструментария по тематике продукта плюс материально-техническое обеспечение.

Цель. Обучение детей творческой интерпретации проблемы и полученных выводов в процессе поэтапного раскрытия хода исследовательского поиска при создании медийного продукта.
Задачи.
Обучающие
1. Способствовать овладению воспитанниками умения активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе познавательной деятельности и их вовлечения в научно-техническое творчество.
2. Обучать навыкам создания пробных сюжетов мультфильмов и фильмов в соответствии с рекомендуемыми конспектами исследовательской деятельности и возможными сценариями.
3. Осваивать информационно-коммуникативные, цифровые и медийные технологии через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей.
Развивающие
1. Развитие творческого потенциала познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста при создании необходимых условий активизации исследовательской деятельности.
2. Развитие созидательных способностей посредством игровой, познавательно-исследовательской деятельности в интеграции с цифровой технологией STEM-образования образовательным модулем «Мультстудия «Я творю мир».
Воспитательные
1. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
2. Воспитывать качества личности дошкольника, отвечающие требованиям современного информационного общества посредством игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

Отличительная особенность методического материала заключается в том, что он предусматривает не только усвоение элементарных научных представлений, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические совместные действия в сообществе сверстников способствуют развитию у детей навыков общения, развивают умение анализировать собственную проделанную работу, стимулируют процедуру переработки информации, ведут к пониманию как возможностей, так и ограничений используемого технического устройства.
Освоение материала проходит в процессе практической творческой деятельности и для того, чтобы подвести детей шести лет к мотивационным побуждениям в решении нестандартных задач принципиально важна обновленная конструкция образовательной среды, где преимуществом являются детские потребности с соблюдением основ безопасности в рамках осмысления рисков в ходе взаимодействия с окружающим миром.
Ожидаемые результаты
Ребёнок владеет умением рефлексировать, сравнивать результативность используемых способов деятельности, выстраивать смысловую цепочку, а затем решать проблему осознания средств собственного развития.
Ребёнок умеет достигать результаты самостоятельно или в сотрудничестве в неоднозначных проблемных ситуациях, умеет пользоваться знаниями и элементарными научными представлениями.
Повысится уровень личностного развития и социальной уверенности ребёнка посредством формирования индивидуального стиля деятельности в проявлении ключевых компетентностей (деятельностной, социальной, коммуникативной, информационной, здоровьесберегающей).
Теоретическая часть
Основной вектор развития интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте должен быть направлен на совершенствование процессов познания — восприятия, памяти, воображения, мышления. По уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию, к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, умению анализировать процесс и результаты собственной деятельности, проводить аналогии и осуществлять умозаключения можно судить об уровне интеллектуального развития ребёнка.
Под интеллектуальными способностями понимается «способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем».
К завершению дошкольного возраста ребёнок активно проявляет любознательность, как во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи. Интеллектуальные способности ребёнка проявляются в умении самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы или поступкам людей. Ребёнок склонен наблюдать, экспериментировать, активно формируя элементарные представления из области живой природы, естествознания, математики и т. п. Это проявляется в овладении способами элементарного планирования деятельности, построения замысла, умении выбирать себе партнёров по совместной деятельности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. В результате освоения программы ребёнок способен проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и пр. [2, с 14]
У старших дошкольников наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, поэтому они любят экспериментировать, а вследствие у детей идет накопление фонда мыслительных приемов и умственных операций, а при грамотном введение в педагогический процесс пробуждается интерес к опытнической деятельности, прививаются базовые навыки планирования и проведения собственного исследования. Регулярное стимулирование умения воспитанников самостоятельно находить ответы на вопросы, и поддержка инициативы активного участия в эксперименте явно прослеживается в процессе обсуждения хода действий ребенка, чтобы подвести его к выводу о том, о чём свидетельствует результат опыта, о чем это говорит вообще или что всё это значит в данном эксперименте, то есть при проведении опытно-педагогической работы применяю рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Мера непосредственного участия каждого ребенка зависит от степени его подготовленности, а содержание ориентировано на его уровень доступного к пониманию сведений и личного интереса.
Известный факт, что знакомство ребёнка со свойствами мира природы трудно представить без его стремления к исследованию. В процессе воспитания экологической культуры воспитанников одним из главных вопросов выступает направление в ознакомлении и установлении связей и взаимосвязей компонентов природы между собой и окружающей средой, поэтому в соответствии с модульным характером программы STEM-образования в комплексе применяется образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Практическая часть
Навык дошкольника работать в коллективе в синтезе с индивидуализацией образования формирует его уверенность, подводит к ситуации успеха, развивает ценностное качество характера: положительное отношение как к процессу, так и результату труда как общего, так и каждого участника в отдельности.
В данной образовательной деятельности дети экспериментируют с объектами неживой природы. Методический материал ориентирован на создание условий, обеспечивающих амплификацию детского развития, выявления задатков и способностей, который напрямую связан с организацией традиционного утреннего группового сбора (Автор технологии группового сбора Л.В. Свирская) для возможности ухода детей в различные центры развития, в том числе и в анимационную студию (См. приложение 1) группы. В процессе диалога на групповом сборе воспитанники выясняют и обсуждают текущую лексическую тему (См. приложение 2), которую всегда определяют, реагируя на новые внесенные раздражители в образовательном пространстве, что предназначены для решения определенных задач, для направления детской любознательности в определенное «русло», для развития познавательно-исследовательских ресурсов детей, для постановки проблемы в интересующем их вопросе. Технология группового сбора зарекомендовала себя как функциональный вектор организации совместной деятельности с детьми в развивающем пространстве группы, где они планируют собственную деятельность, договариваются о совместной командной работе для решения возникшей проблемы. Именно здесь, на утреннем круге, записываются вопросы, планы в ежедневный эксклюзивный информационный листок (См. приложение 3) и рождаются проекты после записи в модели трёх вопросов (Что мы знаем? Что хотим узнать? Что мы сделаем?), где я, в качестве партнера и соратника по совместной деятельности инициирую в смоделированной ситуации планирование практических действий детей в центре «Мультстудия», в частности, по представленной исследовательской деятельности «Как у реки весной появляется половодье?». После свободного высказывания по интересующим вопросам, осмысления гипотез, идей и чувств, получив ответную реакцию от сверстников и взрослых дети делают выбор вида деятельности и размещают свои фотографии в кармашки напротив маркеров (См. приложение 4) какого-либо центра развития. Структура, содержание организации группового сбора и наполняемость информационного поля пространства группы мотивируют детей дошкольного возраста на свободную, самостоятельную, инициативную и спланированную деятельность в центрах группы.
Система образовательной деятельности раскрывается не только в интеграции образовательных модулей, но и в совокупности применения технологий группового сбора Л.В. Свирской и технологии обучения детей исследовательской деятельности А.И. Савенкова, что направлено на решение специфических задач, которые в совокупности при комплексном применении обеспечивают реализацию целей STEM-образования. В работе руководствуюсь инструментальными навыками, которые начиная с сенсорного восприятия через наглядно-образное и словесно-логическое мышление в процессе применения образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» помогают детям установить или опровергнуть истину после выдвижения гипотезы и зафиксировать свое исследование посредством работы с образовательным модулем «Мультстудия «Я творю мир», что создает предпосылки для научно-технического творчества. Здесь моя роль, как педагога, направлена на то, чтобы каждый участник прочувствовал общую схему действий, принял её, проникся связью образовательных модулей между собой, постиг смысл каждого шага в общей системе действий, ощутил иерархию целей, чтобы понять что является главным, а что второстепенным.
Важным условием в образовательной деятельности выступает как доступность материала для самостоятельной исследовательской деятельности, где в пространстве группового помещения дети могут найти различные необходимые пособия и материалы, так и имеющаяся возможность транслирования и обсуждения после просмотра своих результатов работы любой деятельности в мультипликационной студии через цифровой широкоэкранный телевизор.
При проведении совместной деятельности с детьми в развивающем пространстве группы на межмуниципальной стажерской практике (См. приложение 5) заведующих дошкольных образовательных организаций в рамках реализации инновационного проекта «Организация предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях в соответствии с современными требованиями» воспитанники группы продемонстрировали результаты самостоятельной работы в опытнической деятельности посредством создания научного фильма (приложение 6), где слаженная командная работа фиксировалась в точной последовательности спроектированной деятельности во время группового сбора с применением необходимого оборудования и материала. Продуктивный синтез алгоритма исследовательской деятельности и технического творчества позволяют участникам суммировать результаты с опорой на научно-техническое целеполагание и естественнонаучные компетенции детей.
В основе достижения поставленной цели заложен принцип дифференцированного подхода с учетом специфики видов деятельности, схемы действия, связи образовательного модуля с каждым звеном в общей системе действий. В педагогической практике придерживаюсь принципа развивающего обучения и всецело опираюсь на стратегический принцип – непрерывность, которые являются ключевыми в развитии интеллектуальных способностей малышей ДОО.
Таким образом, естественнонаучная картина мира детей складывается на основе интегративного системно-деятельностного подхода и держится на знаниях, полученных опытно-экспериментальным путём, что ведет к установлению причинно-следственных связей и формированию целостного представления об изучаемом явлении природы.
На текущей стадии улучшения качества современного образования детей дошкольного возраста акцентирую профессиональную деятельность на развитии разнообразных сторон личности ребёнка: творчество, целеустремлённость, инициативность, любознательность, самостоятельность, активная жизненная позиция, ответственность, обеспечивающие в дальнейшем успешную социализацию подрастающего поколения.

Литература.

  1. Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир». Муродходжаева Н. С., Амочаева И. В. — М., 2018.
  2. Волосовец Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.

Приложение 1

Screenshot 3

Приложение 2

Ввод в лексическую тему недели: «Весна. Весенние месяцы. Дикие животные весной»

Цель. Активизация навыков детей, касающихся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности.

I. Приветствие проводится в игровой шутливой форме.
Задача: создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
- Сегодня мы здороваемся нашим любимым шутливым способом: различными частями тела. Кто объяснит правило?
Правило: «Пока звенит бубен мы передвигаемся по группе на носочках в разном направлении не наталкиваясь друг на друга, но как только он перестанет звенеть мы слушаем ведущего как мы будем здороваться»
- Ведущим будет тот, у кого сегодня в одежде есть желтый цвет. Вас несколько человек, как быть?
Детские варианты бесконфликтного разрешения сложившейся ситуации.
Применяем тот способ, что выбран детьми.

II. «Отгадай загадку, найди отгадку».
Задача: закреплять умение самостоятельно формулировать лексическую тему недели.
• По снегу бежит – петляет,
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (Заяц)
• Зимой спит,
Летом улья ворошит. (Медведь)
• Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Он рога несет легко,
Хоть раскинул широко. (Лось)
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить всю неделю? О каких животных и почему вы так решили?
- Верно, дикие животные обитают в естественных природных условиях и каждый приспособился к своей среде. Назовите основные среды жизни животных.
- Правильно, это водная, наземно-воздушная и почвенная. Животные никогда не живут изолированно, а постоянно контактируют между собой и с другими организмами, поэтому у животных складываются многообразные связи и взаимоотношения, но их жизнедеятельность зависит ещё от весенних явлений в неживой природе. Давайте вспомним, от каких?
Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
Паводок - интенсивный сравнительно кратковременный подъём уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при оттепелях. В отличие от половодий, паводки могут повторяться несколько раз в году.
Капель - падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
Определите, на каком весеннем явлении в неживой природе мы остановимся более подробно и почему?
• В центре математики задания с героями произведения Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
• В книжном уголке иллюстрированные произведения Николая Алексеевича Некрасова
• В центре творчества раскраски по теме «Половодье», контуры животных для создания образа и размещения на плоскостном макете.
• В центре развития речи разрезные фото, картина А. Н. Комарова «Наводнение» для составления описательного рассказа с планом с обратной стороны.
• Плоскостной макет континентов, где обозначена граница нашего государства, столица, оз. Байкал. (Для заполнения пространства нарисованными животными)

III. Обмен новостями.
Задача. Продолжать развивать коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение, выстраивать контраргументы и т.п.

IV. Планирование дня.
Задача. Делать выбор, планировать собственную деятельность и формулировать свое решение в предложение.
Алгоритм решения задачи
• обсуждаем с детьми имеющиеся в их распоряжении пространство и материалы
• заполняем модель трёх вопросов, где педагог инициирует планирование практических действий детей в центре «Мультстудия» по исследовательской деятельности «Как у реки весной появляется половодье?»;
• в центре конструирования использование платформы на колесах для индивидуальной деятельности в создании транспорта для спасения животных (вертолет, самолет…)
• обдумываем вместе с детьми детали
• размышляем над последовательностью действий
• записываем идеи и планы, предложенные детьми
• отмечаем связь между намеченными планами и фактическими действиями
• устанавливаем последовательность и общую продолжительность действий
• Уход детей в развивающее пространство группы по выбору (право на самоопределение прослеживается на экране с кармашками, где напротив маркера центра развития размешены их фотографии)
• Отслеживаем цикл: план – дело – рефлексия промежуточных результатов, личных достижений, перспектив после выполнения работы в Центре активности, что протекает в рамках выбранной и согласованной в ходе диалога взрослого с детьми общей темы дня (проекта).

Литература.

  1. Технология группового сбора. Свирская Лидия Васильевна. Утро радостных встреч: [метод, пособие] / – М.: Издательство «Линка-Пресс», 2010. – 240 с.
Добавить комментарий

Related Articles