Конспект
образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
по математическому и сенсорному развитию «Составление числа из двух меньших в пределах 7»
в рамках лексической темы недели «Обитатели водоемов, морей, океанов и озера Байкал»
Цель. Формирование умения решать арифметические примеры и задачи на сложение в пределах 7 в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие. Осваивать умение самостоятельно составлять задачи на основе элементарных арифметических действий по картинкам, оформлять решение, решать простейшие примеры в пределах числа 7.
Развивающие. Совершенствовать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Отрабатывать навык в выкладывании по инструкции цифры 7 из геометрических фигур игры-головоломки «Танграм».
Воспитательные. Осознавать ценность взаимодействия со сверстниками, учиться договариваться, выполняя совместную работу.
Оборудование и материалы. Телевизор с видеоматериалом: обращение инопланетянина к землянам с просьбой о помощи, карта с цифрами, голосовое сообщение с благодарностью. Лист-таблица для составления детьми плана деятельности. Лист А4 с наглядным материалом к заданию №2. Магнитные цифры для магнитной доски. Раздаточные листы с двумя заданиями для самостоятельной работы (на лицевой стороне задание из методического пособия Колесниковой Е.В. «Математика для детей 5- 6 лет», на обратной – схема цифры 7 из фигур игры «Танграм»). Танграм на каждого ребенка. Фломастер, в ячейках коробки цифры и математические знаки на каждого ребенка. Комплекты раздаточного материала на пару детей: рисунки ведерок (зеленого и синего цвета) и семь рыбок с примерами, расположенных возле лунок для рыбалки. Шесть планшетов с интерактивной игрой «Сосчитай рыбок». Символы правил пользования планшетом. Рисунок аквариум на мольберте, рыбки двух цветов (зеленые, желтые), клей 6 штук, 2 мольберта. Цифра семь (рисунок) в формате А3 на магните.
Предварительная работа. Игра-головоломка «Танграм». Знакомство с картой. Рассматривание озера Байкал на карте. Ознакомление с правилами работы на планшете.
Ход образовательной деятельности
Мотивационный этап.
В группе включается телевизор, вначале рябь, а затем появляется изображение с пришельцем, который говорит: - Здравствуйте земляне! Ваш мир славится озером, хочу там порыбачить. А чтобы на него попасть мне дали карту, но она закодирована. Помогите мне!
Воспитатель. - Ребята, пришелец просит нас о помощи, а чтобы раскодировать карту, нам нужно выполнить 4 задания. Ну, что? Готовы?!
Ориентировочный этап.
Воспитатель: - Давайте придумаем план, этапы помощи пришельцу.
Планирование деятельности для достижения детской цели.
С чего начнем нашу помощь? (С выполнения заданий. Сколько их?) Воспитатель на листочке планирования деятельности с детьми (в первой колонке) пишет цифры вниз: 1, 2, 3, 4.
Для чего мы будем выполнять задания? (Открыть карту, чтобы узнать озеро) Во второй колонке таблицы схематическая зарисовка контура карты.
Зачем же мы хотим открыть карту? (Отправить пришельцу раскодированную карту) В третьей колонке воспитатель рисует прямоугольник со стрелкой вверх.
- Ребята, это цель нашей помощи и как только откроем карту, тут же пришелец и получит её.
Информационный этап.
Задание № 1. Дидактическая игра «Поймай рыбку»
Воспитатель: - Первое задание – игра «Поймай рыбку», но рыбалка не простая, математическая. Нужно подойти к лункам парами, там рыбки с примерами и ведра. Чем отличаются ведра? Как вы думаете, что нужно сделать? При решении примеров получатся разные ответы, вам нужно правильно их разместить.
Воспитатель приглашает ребенка выполнить задание у мольберта.
- А теперь, давайте проверим то, как вы выполнили задание.
1+5; 2+4; 3+3; 4+2; 5+1, - в ведро с цифрой 6; 6+1; 1+5, - в ведро с цифрой 7.
Сколько рыбок поймали в зеленое ведро? (5) Сколько в синее? (2) Сколько всего? Приклеиваю цифру 7 над вёдрами.
Воспитатель: - Ребята, сегодня семёрка будет в центре нашего внимания во всех заданиях. Молодцы, вы справились с первым заданием. Давайте посмотрим, открылась ли карта.
Для выполнения следующего задания приглашаю вас за столы.
Задание № 2 Составление задачи по индивидуальным картинкам.
Воспитатель: - Возьмите рисунок с котом и скажите, что еще вы видите? Обратите внимание, на крючке червячок. Сколько червячков вы видите в аквариуме? Ребята, возьмите фломастер и дорисуйте столько червячков, сколько обозначает цифра слева. Сколько нужно нарисовать червячков? (4)
Воспитатель кладет магнитные цифры в нарисованные клетки под рисунком, пропуская кружочки для знаков.
Воспитатель: - Итак, мы знаем, что в аквариуме было 3 червячка, дорисовали четыре. - Кто придумает вопрос? (Сколько всего червячков в аквариуме?) Получилась задача, повторите её. Спрашивает 2-3 детей.
Воспитатель: - Нужно оформить решение задачи. В квадраты мы кладем цифры? А в круги? А теперь, читаем хором: 3+4=7. Какая цифра обозначает ответ?
Воспитатель: Посмотрите, открылась ли карта? Что мы видим? Прежде, чем приступить к выполнению третьего задания встаньте на физминутку.
Пальчиковая игра «Рыбка» М. Клоков
Рыбка плавает в водице, (ладоши вместе, имитация плавательных движений)
Рыбке весело играть. (встряхивание ладонями)
Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальцем)
Мы хотим тебя поймать. (ладони поочерёдно сжимаются в кулаки)
Рыбка спинку изогнула, (соединение ладоней)
Крошку хлебную взяла, (хватательные движения щепоткой)
Рыбка хвостиком вильнула, (волнообразные движения объединенных ладоней)
Быстро – быстро уплыла. (прячут руки за спину)
Воспитатель: - Усаживаемся на свои места, переворачиваем листочек.
Задание № 3. Игра-головоломка «Танграм»
- Что вы видите? Что нужно сделать? Итак, кто первым справится с головоломкой может помочь соседу.
Дети выполняют индивидуальное задание, - составление из геометрических фигур цифры 7.
- Молодцы, вы справились с 3-им заданием и открывается еще одна часть карты.
Задание № 4. Игра на планшете "Сосчитай рыбок"
Воспитатель: - Дети, чтобы приступить к выполнению следующего задания отгадайте загадку.
Он как маленький компьютер:
В нем есть игры, интернет.
Тонкий, легкий и удобный,
Называется... (планшет)
Давайте вспомним правила пользования планшетом.
Воспитатель прикрепляет на доску символические знаки, которые уже есть в центре цифровизации.
1. Экран планшета должен располагаться далеко от глаз.
2. Нельзя прикасаться к экрану грязными и влажными руками.
3. Планшет лежит на столе, а задания выполняем при помощи стилуса.
Воспитатель: - Сейчас вы будете играть на планшете парами, стоя. Выбирайте место.
Дети парами подходят к планшетам, которые лежат на различных стеллажах (6 планшетов) в пространстве группы.
Воспитатель: - Перед вами игра «Сосчитай рыбок!» Как вы думаете, что будете делать? Правильно, ваша задача сосчитать на рисунке рыбок и нажать на нужную цифру, если ответите правильно, то появится следующий слайд игры. Помните о соблюдении правил пользования планшетом. Удачи!
Воспитатель. Молодцы! Все справились. Что вы видите? (Открылась карта)
Приходит голосовое сообщение с экрана телевизора от инопланетянина: «Ребята, я счастлив, что вы мне помогли. Вижу на карте озеро Байкал. Вы хорошие друзья! До свидания!».
Рефлексивный этап
Воспитатель: - Дети, давайте пройдем на стульчики к нашему плану, чтобы обсудить этапы нашей помощи пришельцу.
1. Какое задание было первым и что мы выяснили?
2. Что делали на втором этапе?
3. Какая задача стояла перед вами в третьем задании?
4. Что делали на планшете?
5. Для чего же выполняли задания?
6. Так куда же пришелец отправится на рыбалку?
Оценочный этап
Выводы по теме (обобщает воспитатель):
- Сегодня вы молодцы! вспомнили, как можно получить число семь;
выполнили математические задания на сложение;
сыграли с геометрическими фигурами «Танграм»;
сосчитали рыбок и нашли нужную цифру в игре на планшете.
- В итоге выполнили все задания и помогли пришельцу: открыли карту и отправили её. Вы настоящие друзья! А теперь, ребята, я предлагаю оценить свою работу: если всё получилось запустите в аквариум зеленую рыбку, остались вопросы – желтую.
Перспективный этап
Воспитатель: - Подойти к цветику-семицветику и посмотрите, что нового появилось в центрах группы для самостоятельной деятельности, а после всё обсудим в кругу группового сбора.
Воспитатель заранее размещает карточки с новым имеющимся материалом по текущей лексической теме недели в центрах развития группового пространства на модели системной паутинки «Цветик-семицветик» для возможности выбора и планирования детьми дальнейших дел:
- в центре математики игра-головоломка «Танграм» с разными схемами, задания на закрепление состава числа из двух меньших, книга с разнообразными заданиями для дошкольников «Арифметика»;
- в центре творчества разноуровневые математические раскраски рыбок.
Литература.
1. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5- 6 лет. — 3-е изд., перераб. и допол. — М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. (Математические ступеньки)
2. Фокина Л. П. Интерактивная игра «Сосчитай рыбок» [Электронный ресурс]: Образовательная социальная сеть — nsportal.ru. Опубликовано 25.10.2016. — Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2016/10/25/interaktivnaya-igra, свободный. Дата обращения: 12.03.2023.
3. О. Ю. Зайцева. Технология целеполагания и проектирования современного занятия в ДОО [Научно-практический семинар для педагогов ДОУ «Педагогическое моделирование структуры современного занятия»], 2018.