Методическая деятельность

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по математическому и сенсорному развитию «Составление числа из двух меньших в пределах 7»

Конспект

образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

по математическому и сенсорному развитию «Составление числа из двух меньших в пределах 7»

в рамках лексической темы недели «Обитатели водоемов, морей, океанов и озера Байкал»

Цель. Формирование умения решать арифметические примеры и задачи на сложение в пределах 7 в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие. Осваивать умение самостоятельно составлять задачи на основе элементарных арифметических действий по картинкам, оформлять решение, решать простейшие примеры в пределах числа 7.

Развивающие. Совершенствовать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Отрабатывать навык в выкладывании по инструкции цифры 7 из геометрических фигур игры-головоломки «Танграм».

Воспитательные. Осознавать ценность взаимодействия со сверстниками, учиться договариваться, выполняя совместную работу.

Оборудование и материалы. Телевизор с видеоматериалом: обращение инопланетянина к землянам с просьбой о помощи, карта с цифрами, голосовое сообщение с благодарностью. Лист-таблица для составления детьми плана деятельности. Лист А4 с наглядным материалом к заданию №2. Магнитные цифры для магнитной доски. Раздаточные листы с двумя заданиями для самостоятельной работы (на лицевой стороне задание из методического пособия Колесниковой Е.В. «Математика для детей 5- 6 лет», на обратной – схема цифры 7 из фигур игры «Танграм»). Танграм на каждого ребенка. Фломастер, в ячейках коробки цифры и математические знаки на каждого ребенка. Комплекты раздаточного материала на пару детей: рисунки ведерок (зеленого и синего цвета) и семь рыбок с примерами, расположенных возле лунок для рыбалки. Шесть планшетов с интерактивной игрой «Сосчитай рыбок». Символы правил пользования планшетом. Рисунок аквариум на мольберте, рыбки двух цветов (зеленые, желтые), клей 6 штук, 2 мольберта. Цифра семь (рисунок) в формате А3 на магните.

Предварительная работа. Игра-головоломка «Танграм». Знакомство с картой. Рассматривание озера Байкал на карте. Ознакомление с правилами работы на планшете.

Ход образовательной деятельности

Мотивационный этап.

В группе включается телевизор, вначале рябь, а затем появляется изображение с пришельцем, который говорит: - Здравствуйте земляне! Ваш мир славится озером, хочу там порыбачить. А чтобы на него попасть мне дали карту, но она закодирована. Помогите мне!

Воспитатель. - Ребята, пришелец просит нас о помощи, а чтобы раскодировать карту, нам нужно выполнить 4 задания. Ну, что? Готовы?!

Ориентировочный этап.

Воспитатель: - Давайте придумаем план, этапы помощи пришельцу.

Планирование деятельности для достижения детской цели.

С чего начнем нашу помощь? (С выполнения заданий. Сколько их?) Воспитатель на листочке планирования деятельности с детьми (в первой колонке) пишет цифры вниз: 1, 2, 3, 4.

Для чего мы будем выполнять задания? (Открыть карту, чтобы узнать озеро) Во второй колонке таблицы схематическая зарисовка контура карты.

Зачем же мы хотим открыть карту?  (Отправить пришельцу раскодированную карту) В третьей колонке воспитатель рисует прямоугольник со стрелкой вверх. 

- Ребята, это цель нашей помощи и как только откроем карту, тут же пришелец и получит её.

Информационный этап.

Задание № 1. Дидактическая игра «Поймай рыбку»

Воспитатель: - Первое задание – игра «Поймай рыбку», но рыбалка не простая, математическая. Нужно подойти к лункам парами, там рыбки с примерами и ведра. Чем отличаются ведра? Как вы думаете, что нужно сделать? При решении примеров получатся разные ответы, вам нужно правильно их разместить.

Воспитатель приглашает ребенка выполнить задание у мольберта.

- А теперь, давайте проверим то, как вы выполнили задание.

1+5; 2+4; 3+3; 4+2; 5+1, - в ведро с цифрой 6; 6+1; 1+5, - в ведро с цифрой 7.

Сколько рыбок поймали в зеленое ведро? (5) Сколько в синее? (2) Сколько всего? Приклеиваю цифру 7 над вёдрами.

Воспитатель: - Ребята, сегодня семёрка будет в центре нашего внимания во всех заданиях. Молодцы, вы справились с первым заданием. Давайте посмотрим, открылась ли карта.

Для выполнения следующего задания приглашаю вас за столы.

Задание № 2 Составление задачи по индивидуальным картинкам.

Воспитатель: - Возьмите рисунок с котом и скажите, что еще вы видите? Обратите внимание, на крючке червячок. Сколько червячков вы видите в аквариуме? Ребята, возьмите фломастер и дорисуйте столько червячков, сколько обозначает цифра слева. Сколько нужно нарисовать червячков? (4)

Воспитатель кладет магнитные цифры в нарисованные клетки под рисунком, пропуская кружочки для знаков.

Воспитатель: - Итак, мы знаем, что в аквариуме было 3 червячка, дорисовали четыре. - Кто придумает вопрос? (Сколько всего червячков в аквариуме?) Получилась задача, повторите её. Спрашивает 2-3 детей.

Воспитатель: - Нужно оформить решение задачи. В квадраты мы кладем цифры? А в круги? А теперь, читаем хором: 3+4=7. Какая цифра обозначает ответ?

Воспитатель: Посмотрите, открылась ли карта? Что мы видим? Прежде, чем приступить к выполнению третьего задания встаньте на физминутку.

Пальчиковая игра «Рыбка» М. Клоков

Рыбка плавает в водице, (ладоши вместе, имитация плавательных движений)

Рыбке весело играть. (встряхивание ладонями)

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальцем)

Мы хотим тебя поймать. (ладони поочерёдно сжимаются в кулаки)

Рыбка спинку изогнула, (соединение  ладоней)

Крошку хлебную взяла, (хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула, (волнообразные движения объединенных ладоней)

Быстро – быстро уплыла. (прячут руки за спину)

Воспитатель: - Усаживаемся на свои места, переворачиваем листочек.

Задание № 3. Игра-головоломка «Танграм»

- Что вы видите? Что нужно сделать? Итак, кто первым справится с головоломкой может помочь соседу.

Дети выполняют индивидуальное задание, - составление из геометрических фигур цифры 7.

- Молодцы, вы справились с 3-им заданием и открывается еще одна часть карты.

Задание № 4. Игра на планшете "Сосчитай рыбок"

Воспитатель: - Дети, чтобы приступить к выполнению следующего задания отгадайте загадку.

          Он как маленький компьютер:

          В нем есть игры, интернет.

          Тонкий, легкий и удобный,

          Называется... (планшет)

Давайте вспомним правила пользования планшетом.

Воспитатель прикрепляет на доску символические знаки, которые уже есть в центре цифровизации.

1. Экран планшета должен располагаться далеко от глаз.

2. Нельзя прикасаться к экрану грязными и влажными руками.

3. Планшет лежит на столе, а задания выполняем при помощи стилуса.

Воспитатель: - Сейчас вы будете играть на планшете парами, стоя. Выбирайте место.

Дети парами подходят к планшетам, которые лежат на различных стеллажах (6 планшетов) в пространстве группы.

Воспитатель: - Перед вами игра «Сосчитай рыбок!» Как вы думаете, что будете делать? Правильно, ваша задача сосчитать на рисунке рыбок и нажать на нужную цифру, если ответите правильно, то появится следующий слайд игры. Помните о соблюдении правил пользования планшетом. Удачи!

Воспитатель. Молодцы! Все справились. Что вы видите? (Открылась карта)

Приходит голосовое сообщение с экрана телевизора от инопланетянина: «Ребята, я счастлив, что вы мне помогли. Вижу на карте озеро Байкал. Вы хорошие друзья! До свидания!».

Рефлексивный этап

Воспитатель: - Дети, давайте пройдем на стульчики к нашему плану, чтобы обсудить этапы нашей помощи пришельцу.

1. Какое задание было первым и что мы выяснили?

2. Что делали на втором этапе?

3. Какая задача стояла перед вами в третьем задании?

4. Что делали на планшете?

5. Для чего же выполняли задания?

6. Так куда же пришелец отправится на рыбалку?

Оценочный этап

Выводы по теме (обобщает воспитатель):

- Сегодня вы молодцы! вспомнили, как можно получить число семь;

выполнили математические задания на сложение;

сыграли с геометрическими фигурами «Танграм»;

сосчитали рыбок и нашли нужную цифру в игре на планшете.

- В итоге выполнили все задания и помогли пришельцу: открыли карту и отправили её. Вы настоящие друзья! А теперь, ребята, я предлагаю оценить свою работу: если всё получилось запустите в аквариум зеленую рыбку, остались вопросы – желтую.

Перспективный этап

Воспитатель: - Подойти к цветику-семицветику и посмотрите, что нового появилось в центрах группы для самостоятельной деятельности, а после всё обсудим в кругу группового сбора.

Воспитатель заранее размещает карточки с новым имеющимся материалом по текущей лексической теме недели в центрах развития группового пространства на модели системной паутинки «Цветик-семицветик» для возможности выбора и планирования детьми дальнейших дел:

  1. в центре математики игра-головоломка «Танграм» с разными схемами, задания на закрепление состава числа из двух меньших, книга с разнообразными заданиями для дошкольников «Арифметика»;
  2. в центре творчества разноуровневые математические раскраски рыбок.

Литература.

1. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5- 6 лет. — 3-е изд., перераб. и допол. — М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. (Математические ступеньки)

2. Фокина Л. П. Интерактивная игра «Сосчитай рыбок» [Электронный ресурс]: Образовательная социальная сеть — nsportal.ru. Опубликовано 25.10.2016. — Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2016/10/25/interaktivnaya-igra, свободный. Дата обращения: 12.03.2023.

3. О. Ю. Зайцева. Технология целеполагания и проектирования современного занятия в ДОО [Научно-практический семинар для педагогов ДОУ «Педагогическое моделирование структуры современного занятия»], 2018.

Добавить комментарий

Related Articles