Методическая деятельность

Применение элементов технологии «Групповой сбор» Л.В. Свирской с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с задачами патриотического воспитания 

Интерес

Технология «Групповой сбор» Лидии Васильевны Свирской уникальна и проста в применении с любого дошкольного возраста. Мы начали практиковать уже со второй младшей группы. Детский сад – время и место понавательно-делового общения, отправная точка к планированию практических действий, возможность осмысления и оценки как своих результатов, так и других; как по словам, так и по делам, которые активно проходят в развивающей предметно-пространственной среде дошкольного учреждения. С каждым годом меняются условия развития детской познавательной активности, содержание группового пространства и подходы в реализации задач. Эта позиция обусловлена возрастными особенностями детей и уровнем активности в исследовании окружающего мира. Технология применима в различных направлениях образовательной деятельности. Важно понимать, что педагоги моделируют образовательное пространство создавая условия для побуждения воспитанников к действию, поддержки возникшего интереса и мотивации к обсуждению по необходимой теме.

Логика и структура

Групповой сбор – это одна из форм организации образовательного процесса совместной деятельности с детьми, где им обеспечивается возможность реализации его компетенций (прав), приобретения и демонстрации начал ключевых (базовых, общечеловеческих) компетентностей. Рекомендовано собираться в круг. Круг — это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.
На групповом сборе проходит
❖ обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, детских интересов
❖ формирование мотивации к предстоящей деятельности
❖ предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах
❖ осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей
❖ установление сопричастности, общности детей и взрослых группы.

Структура

1.Начало группового сбора (весёлая музыка, звон колокольчика, бубна, речовка)
2.Организация круга (дети вместе со взрослыми сидят на стульчиках, на подушечках и т.д., порядок расположения детей в кругу может меняться).
3.Приветствие (адресовано каждому, кто находится в круге; комплименты, игровые моменты, песни, считалки)
4.Игра (словесная, хороводная, игра-фантазия, пальчиковая).
5.Обмен новостями (календарные события, особое событие, о плане действий на текущий день).
6.Презентация воспитателем центров активности
7.Определение темы работ
8.Выбор и планирование детьми содержания и форм работы по теме, если тема новая; работа в центрах, если тема продолжается.

Актуальность в направлении патриотического воспитания по проекту

События современного времени диктуют необходимость принятия мер по усилению патриотического воспитания нового поколения и в целом определяют направление в воспитании уважительного отношения к гражданам России, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности. Любовь к Отчизне закладывается с элементарных основ формирования начальных представлений о Родине, природе родного края, культурных традициях многонационального народа России.
Старший дошкольный возраст - базовый период осознания общечеловеческих ценностей, оно формируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, традиций.

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиции празднования российского общенационального Дня народного единства посредством применения различных методов группового сбора в рамках проекта по патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи представленного группового сбора в соответствии с задачами патриотического воспитания.
• Совершенствовать умение аргументировать высказывания, формулировать суждения.
• Развивать умения воспитанников планировать собственную деятельность в рамках текущей проектной деятельности.
• Поддерживать инициативу и творчество детей.

Проблема по патриотическому воспитанию в рамках проекта «Пока мы едины – мы непобедимы», посвященного Дню народного единства в том, что детям дошкольного возраста непросто объяснить исторические события, связанные с российским государством, ведь им сложно понять их масштабность и величие, поэтому возникает необходимость более глубокого погружения в тематику возникновения государственного праздника «День народного единства».

Результаты и дальнейшие перспективы
Проблема по реализации задач патриотического воспитания возникла в смоделированной образовательной ситуации: внесение иконы Казанской Божией матери в пространство группы, что вызвало неподдельный интерес. На группового сборе заполнили модель трёх вопросов «Что мы знаем? Что хотим узнать? С помощью чего/кого мы узнаем?», зародилась тема проектной деятельности, которая, по сути, рекомендована программой и обозначена в календарно-тематическом планировании.
Группой сбор – традиция группы, он начинается с заполнения детьми информационного листа, где по приходе они заполняют свою ячейку, затем во время обмена новостей заполняется графа о событиях прошедшего дня, а после презентации центров планирование на текущий. Для этого в группе есть «Экран выбора» – способ организации самостоятельной деятельности детей. 
Структура не регламентирована, её можно применять, опуская некоторые пункты. Вариативность позволяет избежать скуки, но добавляет живость детского интереса, что позволяет направлять деятельность детей на расширение информационного поля, обобщение имеющихся, анализ результатов своей или совместной деятельности. Групповой сбор может быть не только утренним, но и промежуточным, и вечерним, - всё ситуативно.
На итоговом сборе вопросы детям, для размышления: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?»

Результат применения технологии: самостоятельность, инициативность, творчество детей и развитие ключевых компетентностей.

Продукт проекта: Видеоинтервью с детьми.
https://mentor38.ru/med/video/videointervyu-detej-po-proektu-poka-my-ediny-my-nepobedimy

Применение элементов технологии Л.В. Свирской
https://mentor38.ru/med/video/primenenie-elementov-tekhnologii-l-v-svirskoj

Буклет (Пояснение к представлению опыта на РМО)

Презентация

Добавить комментарий

Related Articles