Цель. Формирование элементарных понятий и представлений экологосообразного поведения в быту и природе в процессе осознания детьми свойства воды как жидкости и среды обитания животных (омуль, голомянка, щука, хариус, нерпа) в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи.
Обучающие. Продолжить обучение детей выдвижению предположения в процессе репродуктивного и частично-поискового метода обучения о жидком состоянии воды в ходе реализации потребности воспитанников самостоятельно получать сведения об объекте.
Развивающие. Закрепить представление детей об использовании воды, о том, что воду надо беречь. Обобщить понятие о воде как среде обитания для некоторых животных. Использовать рефлексивный подход при обсуждении итогов деятельности с опорой на позицию исследователей к воде на основании имеющихся у дошкольников знаний и практического опыта.
Воспитательные. Воспитывать у детей понимание и желание беречь воду, прививать навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности, экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу.
Оборудование и материалы. Вода прозрачная в любых пластмассовых бутылках для двух участников эксперимента, развивающая доска на одной из сторон веранды с емкостями различного объёма и формы. Аудио звуки - река. Игровой персонаж Лунтик. Глобус с рельефным ландшафтом. Аудиозапись для релаксации «Чистые звуки природы». Ноутбук с колонками. Мяч. Цветные геометрические фигуры разного цвета, размера и формы для смайликов, восковые мелки, фломастеры, маркеры, акварельные краски, стаканы с водой, кисти в достаточном количестве. Фотогалерея «Отдых на водоёме».
Предварительная работа. Просмотр мультфильма «Лунтик учит обитателей водоёма». Создание экологического панно «Озеро Байкал». Опыты с водой (Источник: http://deti-club.ru/kartoteka-opytov-eksperimentov-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-opyty-s-vodoj). Чтение и обсуждение стихотворения Бориса Заходера «Что случилось с рекой?». Просмотр презентации «Кто живет в оз. Байкал?» для ознакомления с характерными признаками хариуса, омуля, голомянки, нерпы, щуки. Рассматривание озера Байкал и прилегающих водных ресурсов природной зоны на туристской схеме.
Работа с родителями.
· Обследование водоемов (пруд, озеро, залив, родник, река) по теме модуля «Вода», блок «Неживая природа» в процессе семейной экологической экскурсии, которая направлена на освоение детьми причинно-следственных связей между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни.
· Изготовление фотоколлажа «Прогулка к водоёму» для фотогалереи «Загадочная вода».
· Изготовление в совместной деятельности объёмного настенного макета «Озеро Байкал» семьёй Макара С. в рамках мини-проекта «Священное море Байкал».
Ход образовательной деятельности
Мотивационный этап.
Воспитатель. Раз, два, три, четыре, пять, - приглашаю вас искать.
- Что нового появилось на нашей летней веранде? (Рельефный глобус, на котором в районе оз. Байкал закреплена загадка)
- В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода.)
- Дети, посмотрите на глобус, его большая часть окрашена синим цветом. Это обозначение воды нашей Земли. Включается звук воды: поток и бульканье реки.
- Что вы слышите? Где ещё можно увидеть воду? (Ответы детей с использованием фотоколлажа)
Ориентировочный этап.
Входит Лунтик.
- Здравствуйте! Я опоздал? А, чем вы сегодня занимаетесь? (Дети проговаривают тему беседы)
Лунтик. - Вы говорите о воде? А что же в ней интересного?
Воспитатель обращает внимание на экологическое панно оз. Байкал:
- Лунтик посмотри, какое панно оз. Байкал сделали сами ребята! (Дети показывают панно)
Лунтик. - Как красиво! Да, я знаю, что для некоторых животных вода – это дом. Кто же живёт в воде Байкала?
Воспитатель. - Сейчас мы с радостью расскажем.
Дети кратко освящают характерные особенности представителей фауны, представленных на панно.
Лунтик. - Друзья, если вода - дом, то она в форме куба? (Рассуждения детей)
Воспитатель. - Приглашаю в лабораторию, где мы выясним результат ваших предположений.
Информационный этап.
· Наблюдение: что вы видите в лаборатории?
· Размышление об увиденном: как вы думаете для чего эти предметы? Объясните Лунтику, что может делать вода? (бежать, течь, брызгать, журчать, булькать…)
· Возникновение проблемы: вода льется, течет и растекается в разные сосуды. Если вода растекается, то имеет ли она свою собственную форму?
· Измерение, замер (от простого к сложному: точность науки – математики): какой формы предметы? Размера?
· Выдвижение гипотезы («Мозговой штурм»): что нам предстоит сделать? Что мы с вами увидим? Что предстоит доказать?
· Опыт (практическая деятельность): воспитатель и ребенок наливают воду в различные ёмкости развивающей доски для экспериментов с водой.
· Выводы (установление связей): если вода течет, то это … (жидкость) Имеет ли жидкость форму? Какую форму она принимает? Имеет ли вода собственную форму?
«Вода - жидкость, не имеет собственной формы».
Лунтик. - Я понял, что вода - интересная жидкость для изучения и важна для жизни. Когда я слышу слово вода, то представляю родник. А вы что?
Включается фоновая музыка «Звуки чистой природы» и воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой. Предложить детям закрыть глаза – релаксация (дождь, туман, лужа, сосулька и т.п.)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит.
Без неё вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить;
Без неё нельзя прожить!
Оценочный этап
Воспитатель. - Как мы используем воду в жидком состоянии? (Ответы детей о разнообразном её применении)
Лунтик. - Да, я понял, вода нужна всем. Сейчас пойду и открою краны, пусть течет на радость всем.
Воспитатель. - А можно ли так поступать? (Дети приводят свои доводы, аргументы и доказательства.)
Выводы по теме:
Воспитатель. - Молодцы! Вы сами выяснили, что вода – жидкость без собственной формы, рассказали гостю о том, что к воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно, экономно, не оставлять без надобности открытыми краны. Чем меньше мы будем тратить воды в своих домах, тем больше ее будет оставаться в реках, озерах.
Рефлексивный этап
Лунтик. - Я очень много интересного узнал о воде, мне понравилось общаться с вами. Хочу услышать, друзья мои, что же вам понравилось сегодня? Ответит тот, кому брошу мяч. (Прослушиваем осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий)
Воспитатель. -Ребята, нарисуйте свое настроение, пусть это будет смайлик, который мы подарим Лунтику.
Перспективный этап
Лунтик. - Спасибо! А что ещё можно сделать, чтобы сберечь воду? (Выдвижения предположений.) Давайте нарисуем знаки, напоминающие о необходимости бережного отношения к воде, и развесим возле водопроводных кранов в детском саду.
Воспитатель. - Лунтик! Хорошая идея, пойдем в нашу мастерскую.
Список литературы:
- Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т. А. и др. Образовательная область «Познание» как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред. А. Г. Гогобидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 304 с.
- О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 176 с. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
- Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» [Электронный ресурс] https://gigabaza.ru/doc/77426.html (Дата обращения 06.08.2018)
- Н. А. Рыжова. «Волшебница Вода» Новые материалы к программе «Наш дом — природа». Электронный журнал «Дошкольное образование» N12 (133), 16-31.03.2004 [Электронный ресурс] http://dob.1september.ru/article.php?ID=200401214 (Дата обращения 06.08.2018)
- О. Ю. Зайцева. Технология целеполагания и проектирования современного занятия в ДОО [Научно-практический семинар для педагогов ДОУ «Педагогическое моделирование структуры современного занятия»], 2018.