Технология Л.В. Свирской “Группой сбор” применяется со второй младшей группы.
Комплекс инструментария, расположенный в пространстве группы несет определенные функции и имеет эффективную многогранную значимость в развитии детских компетентностей, что помогает при подготовке воспитанников к школе. Одним из определяющих фактов проявления ими инициативы, самостоятельности, осознанности действий в типично детских видах деятельности является компетентность — способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная. Итак, остановимся на деятельностной компетентности дошкольника.
Любой человек развивается в деятельности, а дети, по сути своей, - практики, поэтому нами соблюдаются факторы, определяющие их дальнейший успех:
• наличие многообразных новых предметов, объектов, способствующих к различным созидательным действиям, которые ведут к осмысливанию;
• применение традиционных и неординарных форм мотивации к возможным действиям, что является следствием восприятия явлений;
• создание условий для развития способности поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие.
Всякая деятельность сопровождается осмысливаем и строится по определенным канонам: цель, средства и материалы, план действий и как итог, - результат. Не смотря на то, что деятельность может быть эффективной, результативной и даже бесполезной, важно дать ребенку шанс рассмотреть и понять последствия, чтобы в дальнейшем он сумел овладеть навыками целесообразности в планировании.
Что же этому способствует? Известный прием, как один из множества, - использование схематичного отображения материалов, ресурсов, в рамках системной паутинки на цветике-семицветике, где каждый лепесток отображает центр развития какого-либо вида деятельности; событий в информационном листе. Рисование схем подводит к осознанному выбору форм объектов, основанного на обработке информации о внесенных материалах (родителями, детьми, педагогами) и отображении их на листах бумаги с цветовыми ориентирами с левой стороны (радугой дней недели). Отображение в схемах актуальной дидактической информации, событий и планов на день ведут к развитию мыслительных способностей, так как при самостоятельном воспроизведении символических изображений дошколятами производятся преобразовательные мысленно-практические эксперименты с вещами, в процессе они научаются ориентироваться и действовать, всесторонне оценивая различные ситуации и объекты по текущей лексической теме недели. Подчеркиваю, что в пространстве группы еженедельно меняется очень многое: предметные картинки, мнемосхемы для заучивания стихов и составления описательных рассказов, авторские книги и портреты писателей и композиторов, буквы, раскраски и многое другое и всем этим они могут воспользоваться, чтобы запланировать свой день и не только оценить результат деятельности (творческой, интеллектуальной, трудовой, коллективной или индивидуальной), но и пополнить, обновить окружающее его пространство своими руками.
У дошкольника, покидающего подготовительную к школе группу, то есть у будущего первоклассника должны быть сформирована деятельностная компетенция, а также важно понимать, что знаково-символические действия в ДОУ являются предопределяющими успешное освоение образовательной программы в начальных классах школы.